Уважаемые Машинисты и Помощники Машинистов!!!
Хорошо заряженная аккумуляторная батарея – это надежная работа аппаратуры на вагонах 01 и 09, когда не работает преобразователь (и как обычно не передается резервирование :-)), а в ночное время поставили машинку на ночной отстой и пошли спокойно отдыхать, на улице -30 и нет головной боли – хватит ли батареи провернуть вспомогательный компрессор? (а может маневровый тепловоз заказать на утро, чтобы токоприемники поднять и в очередной раз КП веником включить (батарея слаба до такой степени, что не хватает U включить сам КП)? Конечно за АБ должны следить ремонтный персонал на плановых ТО, проверять уровень и плотность электролита и т.д., но “головная боль” от слабой АБ будет у Вас.
Для примера возьмем аккумуляторную батарею марки 90НК-55, марка АБ сообщает нам следующее, что аккумуляторная батарея состоит из 90 банок, никелево-кадмиевая, число 55 после букв показывает – номинальную емкость батареи в ампер/час (тут 55 А/ч, а это значит, что при токе разряда величиной в 1 ампер батарея проработает 55 часов, ну и соответственно при токе разряда величиной в 25 А батарея проработает 2 часа 12 минут). После того как прошел запуск преобразователя и на ТРУ появилось напряжение 220В, то и на вторичной обмотке ТРУ появляется +110В переменного U, проходя через диодовый выпрямитель Д32-Д37 и через диод Д38 запитывается +110В провод 75БА на вольтдобавке (находится на сердечнике ТРУ дополнительная обмотка и работает как повышающий трансформатор). После вольтдобавки и следует вставка ПР-19, которая имеет 4 положения (I, II, III и IV). Переставляя ПР-19 в разные положения мы меняем в большую и меньшую сторону количество витков на вторичной обмотке вольтдобавки и тем самым увеличиваем или уменьшаем ток заряда АБ. По величине тока заряда положения ПР-19 занимают следующую последовательность от минимального Imin к Imax: IV-ое, I-ое, II-ое и самый максимальный ток заряда в III-м положении ПР-19. Обычно ПР-19 находиться в IV или в I положении, и как показывает практика зимой такой ток заряда маловат, нам нужна АБ хорошо заряженная.
Для того чтобы нам хорошо зарядить АБ и при этом не допустить чтобы “закипел” электролит мы обратимся к марке нашей АБ и понимая физические и химические реакции во время зарядки АБ мы видим, что максимальный ток заряда аккумуляторной батареи может составлять 5,5 А/ч (считается очень легко, физика нам говорит, что максимальный ток заряда не должен превышать 10% от общей емкости батареи, соответственно у нас общая емкость батареи 55 А/ч поделим на 10% и получаем наш максимальный ток заряда 5,5 А).
Теперь зная максимальный ток заряда и понимаем назначение ПР-19 и как работает схема вольтдобавки смотрим в каком положение находится вставка ПР-19 в батарейном шкафу, если находится в IV положении то переставляем её в I положение и по амперметру проверяем какой ток заряда на АБ пошел (будет не значительное увеличение) показание амперметра около 3А (может не намного больше или меньше, на амперметрах которые установлены такой величины ток заряда сложно определить), после того как переставили из IV-ого положения в I-е и убедившись, что ток заряда не превышает максимально допустимого, оставляем батарею в режиме зарядки в I-м положение ПР-19 (до тех пор пока показание амперметра будет стабильным и ток заряда снизиться к минимальному значению, совсем до нуля не упадет, стрелка амперметра будет показывать минимальное значение от первичного тока заряда в I-м положении примерно 1-2 А, то ПР-19 можно переставлять далее). Переставляем ПР-19 из I-ого положения во II-е (тем самым вновь увеличиваем ток заряда) произойдет увеличение тока заряда (в зависимости от того на сколько АБ была разряжена) примерно до максимального значения 5,5, может кратковременно стрелка отклониться до 7-8А и оставляем ПР-19 во втором положении до тех пор пока показание амперметра будет стабильным и ток заряда снизиться к минимальному значению. Убеждаемся, что ток заряда снизился, переставляем ПР-19 в III-e положение, ну на дальше техника сделает сама :-).
ВНИМАНИЕ:
1. Если Вы не понимаете полностью, что и как работает, то не устраивайте эксперименты с зарядкой АБ, может закончиться потерей АБ, в лучшем случае просто закипит электролит.
2. Если всё же решились машинку (МВПС) привести к нормальной и надежной работе, то с начало сделайте следующее: как известно на электропоездах работают локомотивные бригады сцепами и вот та бригада, которая ставит на ремонт машину или старший машинист предварительно надо переговорить с ремонтниками чтобы они проверили все АБ и долили электролит.
3. Все перестановки ПР-19 делались с интервалом в три часа, одна 12-ти часовая смена.
4. Если ПР-19 находится в II или в III положении, то перед постановкой состава на ремонт верните вставку ПР-19 в IV положение дабы не травмировать психику ремонтного персонала :-).
Всем спокойной работы с хорошо заряженными АБ.
var _gaq = _gaq || []; _gaq.push(['_setAccount', 'UA-40700474-1']); _gaq.push(['_setDomainName', 'дядя-коля.рф']); _gaq.push(['_setAllowLinker', true]); _gaq.push(['_trackPageview']);
(function() { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https://ssl' : 'http://www') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();